Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» в Республике Казахстан
«На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует…. Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя должен каждый». Эти слова принадлежат автору программы нравственно-духовного образования Саре Алпысовне Назарбаевой.
Цель Программы – способствовать духовно-нравственному становлению человека через раскрытие его внутреннего потенциала, воспитание высоких нравственных качеств, развитие жизненно важных умений и навыков. Важнейшими среди них являются такие, как стремление жить в единстве мысли, слова, дела, конструктивно решать разные вопросы в соответствии с нравственными нормами, проявлять гражданственность и патриотизм.
Главная идея Программы «Самопознание» заключается в том, чтобы помочь молодежи стать человечнее, сохранить истоки духовности и преумножить то лучшее, светлое, чистое, что есть у каждого народа, каждого человека.
Предмет «Самопознание» является стержнем Программы нравственно-духовного образования, призван выполнять ключевую роль в образовательном пространстве казахстанской школы, утверждая безусловную ценность человека, воспитывая в нем чувство собственного достоинства, самоуважение, независимость суждений, потребность в самосовершенствовании, развивая способность хорошо ориентироваться в жизненных ситуациях, принимать решения и нести ответственность за свою судьбу. С 1 сентября 2010 года он внедрен в систему непрерывного образования Республики Казахстан.
Важно в каждом детском саду, школе и колледже организовать такое образовательное пространство, которое способствовало бы воспитанию личности, ориентированной на общечеловеческие ценности. Для этого в каждом регионе страны созданы пилотные организации образования. В этих организациях образования соблюдается ряд важнейших педагогических условий, которые необходимы для решения задач духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи. Организация учебного процесса происходит здесь в атмосфере любви, доверия, вдохновенного творчества, используются позитивные, гуманные методы обучения и воспитания. Определяющим принципом деятельности пилотных организаций образования является интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс.
Сотрудники Института гармоничного развития человека Центра «Бобек» осуществляют научно-методическое сопровождение деятельности пилотных организаций образования: разрабатывают программы и методические рекомендации для педагогов самопознания, осуществляют мониторинг образовательного процесса, проводят обучающие семинары, педагогические форумы регионального, республиканского и международного значения, ведут педагогическое просвещение родителей.
Лучший опыт нравственно-духовного образования детей и учащейся молодежи изучается, обобщается и распространяется. Площадками для обмена опытом являются научно-методический журнал «Самопознание.KZ» и интернет-портал www.ozin-ozi-tanu.kz.
Программа «Самопознание», инициированная Сарой Алпысовной Назарбаевой, отвечает ключевым интересам нации, так как направлена на воспитание высоконравственного и духовно богатого человека, гражданина и патриота нашей страны. В процессе учения, труда и творчества учащиеся осознают простую истину, смысл которой предельно точно передают слова великого Абая:
«В ком господствуют чувства любви и справедливости – тот мудрец, тот ученый».